Кладбищенская скульптура С тех пор как кладбище стало не столько местом последнего упокоения усопших, сколько местом общения с ними живых (а для современной европейской культуры свойственно именно такое отношение к местам погребения), его внешний вид зависит не от особенностей ритуала и не от представлений о посмертии, не от страха перед мертвецами и не от культа предков, а от моды, идеологии и эстетических предпочтений общества. «Жители кладбища не придут с плакатами протестовать, что им данный памятник не нравится. Может, в астральном мире и толпятся протестующие, но крики их не слышны», — говорит современный архитектор Михаил Шемякин. Изменение сакральной и социальной роли кладбищ — следствие изменений восприятия смерти и мертвого тела. Эпоха бедного Йорика В средние века индивидуальное погребение с видимым (и тем более подписанным) надгробьем считалось совсем необязательным. Важнее был сам факт захоронения в освященной земле — в церкви или как можно ближе к ней. Идеальный вариант — погребение по соседству от места упокоения почитаемого святого (особенно ценились мученики). Из-за нехватки такой святой земли могилы перекрывали друг друга, они были мелкими и опасными с точки зрения эпидемиологии. О постоянном зловонии и говорить не приходится. Епископы то и дело издавали указы об учреждений общественных кладбищ, не связанных с церквами и вынесенных за пределы города (как в раннем христианстве, пока были живы традиции античных некрополей). Но никто не хотел быть похороненным там, где еще не покоятся ничьи блаженные кости. Вот так в XIII веке при датском дворе шут и дошел до смерти такой. Зато прославился. А общественные кладбища получили распространение лишь в Новое время. Лежащие и молящиеся Знатных людей хоронили в церквах или примыкающих к ним галереях, отстроенных специально для этого. Хоронили под полом, в стенных нишах, в специальных каменных саркофагах. Памятник вовсе отсутствовал или его заменяла плита с эпитафией на античный манер. И все же был широко распространен достаточно специфический вид погребальной скульптуры — так называемые «лежащие», олицетворявшие вечный сон и покой — самое древнее и неизменное представление смерти. Эти статуи изображали мертвецов во время похорон. Французский исследователь Филипп Арьес связывает возникновение таких изваяний с обычаем выставления тела и пишет о взаимовлиянии таких статуй и позы умершего при выставлении (этот обычай неоднократно отмирал и возвращался вновь, в том числе даже по специальному декрету времен Великой французской революции). В эпоху Возрождения появился и другой вид погребальной скульптуры — «молящиеся». Похороненный в церкви человек как бы вечно присутствовал на богослужениях. Во Франции эти изображения имели сосредоточенный и суровый вид. В Риме же скульпторы через экзальтированные позы передавали мистические эмоции молящихся. Так, одна пожилая дама была изображена с руками, сомкнутыми на горле — жест религиозного экстаза. Эти статуи — впервые — имели черты портретного сходства с погребенными. Более того, для их изготовления нередко использовали гипсовые посмертные маски. Сельские погосты Между XV и XVIII веками сложилась оригинальная модель надгробных памятников среднего класса, предназначенная для кладбищ на открытом воздухе. Это были каменные вертикальные стелы с краткой эпитафией и обязательным крестом. Именно из каменных нагромождений таких памятников состояли первые французские публичные кладбища в XVIII веке. А вместе с романтизмом начала XIX века пришла новая форма кладбищ — rural cemetery (от англ. — «сельское кладбище»). Это были сады с надгробиями, пасторальные и величественные одновременно. С одной стороны, они создавали романтическое (в исконном смысле этого слова) уединение, стали местом прогулок и городским «memento mori» (кстати, традиция городских парков восходит именно к этим rural cemetery). С другой, несли идеологию государственного культа мертвых, в безразличии к которому мыслители второй половины XIX века обвиняли католическую церковь. По словам Ф. Арьеса, кладбища такого типа должны «давать ощущение исторической преемственности, вечной укорененности каждого члена общины в социальном целом». Первыми кладбищами нового типа были парижские Пер-Ласкез и Маунт-Оберн, кладбища Мон Парнаса и Монмартра. За сравнительно быстрый срок rural cemetery появились во всех крупных городах просвещенного мира, от Америки до России. Именно им мы обязаны появлению и развитию той причудливой и скорбной кладбищенской скульптуры, любоваться которой ходим на старые кладбища. Сначала в моде были памятники a la античность: стелы с урнами, целые и разбитые колонны, ложные саркофаги. Затем на могилах стали появляться ангелы, скорбные Мадонны и Христос. Реже (то есть на наших кладбищах реже, а на средиземноморских чаще) встречались портретные изображения покойных — бюсты или в полный рост. Памятники украшали каменные драпировки и цветочные гирлянды. Все имело сложное символическое значение. Большая часть этих мемориалов стояла над семейными усыпальницами. Тогда же появились погребения в специальных маленьких часовнях — склепах. Иногда они строились в форме пирамид или готических шпилей. В Америке и Европе rural cemetery постепенно превратились в lown cemetery (от англ. — «кладбище-газон») — обширные ровные лужайки, где маленькие плиты едва заметны на траве. В XX веке кладбище, чаще всего находящееся уже за пределами города, стало местом общения с умершими — не столько для прощания, сколько для встречи. Портретные изображения в камне сменили эмалевые фотографии, а памятники упростились до практически однотипных досок и крестов. Значение некоторых символов кладбищенской скульптуры Ангел — Ангел-Хранитель усопшего, встречающий и оберегающий его на небесах. Ангел с мечом — это архангел Михаил, а с трубой (зовущей на Страшный Суд) изображается архангел Гавриил. Если ангел держит в руке ключи, то это вообще не ангел, но апостол Петр. Корона — символ бессмертия. В руках Ангела она означает объявление благоприятного вердикта на посмертном судилище. Херувимы (детские головы с крыльями) чаще всего изображались на детских могилах, однако, если даты жизни погребенного не допускают такой версии, то, скорее всего, имелась в виду чистая душа покойного. Крылатый череп, возможно, как-то связан с шестикрылыми херувимами. Но символизирует он душу умершего, возносящуюся на небо.] Крылатое колесо или шар обозначают чудесную силу Святого духа. Песочные часы — классика memento mori. Символизируют всегда одно и то же — время. Лежащие на боку — остановившееся время. Разрушенная колонна — это жизнь, оборвавшаяся на полуслове. Или семейство, лишенное главы. Или упадок и разрушение рода. Оборвавшуюся жизнь и утрату обозначают так же порванные якорные цепи, сломанные кольца, надломленные ветви. Ракушка — до сих пор на кладбища часто приносят ракушки — как символ поминовения, странствий в этом и загробном мире. Это одновременно символ смерти и символ Вечной жизни (в Средние века ракушки были связаны со святыми людьми — пилигримами, возвращающимися из паломничества). Свечи и факелы, горящие — Вечная жизнь, а погасшие — физическая смерть. Растения, каменные или живые, так же имеют свое символическое значение: Кипарисы — надежда и память. Анютины глазки — символ смирения и памяти. Лавр или мирт — признание земных заслуг погребенного. Лилия обозначает невинность умершей. Крокус — юность и непорочность. Мак — вечный сон и утешение. Виноград — один из символов Иисуса. Плющ обозначает бессмертную любовь и верность. Шелковица — обещание скорой встречи с усопшим в живом мире. Папоротник, как и плакучая ива, символизирует скорбь об ушедшем. Розы, чаще всего встречающиеся на надгробных памятниках, могут иметь любое из вышеперечисленных значений. Иногда на могилах встречаются Матерьял: Автор:Екатерина Лурье
Теги: готы,готика,Кладбищенская скульптура