Классическая готика Родоначальником жанра ужасов является “готический роман”, популярный в XVIII-XIX веках. Этот термин появился из-за пристрастия авторов разворачивать свои мрачные истории в старинных замках готической постройки — с винтовыми лестницами, скрипящими в темноте дверьми, скользящими по стенам подземелий тенями. Готический роман зародился в 1764 г. в Англии стараниями Хораса Уолпола (“Замок Отранто”), чье черное дело продолжили А. Радклифф, Ш. Смит, М. Льюис, Ч. Р. Мэтьюрин, М. Шелли, Б. Стокер. В жанре готики отметились и многие знаменитости: Байрон, Готорн, Гофман, Гюго, Мериме, Уайльд. Эдгар Аллан По разделил готический роман на два новых жанра: триллер и детектив. Семена, брошенные По, упали на благодатную почву, и триллер превратился в один из наиболее популярных жанров. Целые орды авторов бросились пугать народ: Бирс, Эверс, Мейринк, Рампо, Блэквуд, Мэйчен, Ходжсон. Истории о заброшенных зловещих домах, под завязку набитых призраками, о проклятом золоте затонувших кораблей, об оживших мертвецах, выползающих из разрытых могил, и прочих милых пустяках издавались во всем мире. В 20-40-е годы XX века в триллере произошла революция. Он разделился на два направления: хоррор и саспенс. Родоначальник хоррора Говард Филлипс Лавкрафт наполнил свои мистические истории древними демонами, зомби, загадочными чудовищами, доводившими читателя до исступления. Саспенс, прежде всего, в лице творений ученика Лавкрафта Роберта Блоха, стал частью криминального жанра. Романы Блоха “Психо”, “Ночь Потрошителя” и другие — слегка затянутые, даже нудноватые вначале, с нарочито обыденным антуражем — вдруг оборачиваются таким ужасом, что сердце готово выпорхнуть из груди. Современная готика Отнюдь не каждый ужастик относится к готике. Лишь некоторые произведения таких знаменитостей, как С. Кинг, Д. Кунц, К. Баркер, Р. МакКаммон, несут в себе готические элементы. Есть три магистральные темы готической литературы. Во-первых, это Смерть, чей культ пронизывает всю готическую субкультуру. Отсюда плавно вытекают две другие: сверхъестественный оккультизм с призраками, зомби и черной-пречерной магией, а также истории о вампирах. Ученики Лавкрафта Говард Филлипс Лавкрафт Основатель хоррора дал мощный толчок развитию жанра. Практически все мало-мальски заметные авторы первой половины XX века, творившие “ужасные” истории, признавали Лавкрафта своим учителем. Хотя был еще, скажем, англичанин Монтегю Родс Джеймс (1862-1936), специалист по истории средних веков, написавший массу рассказов о привидениях. Он также вполне обосновано считается одним из гуру готической литературы. Август Уильям Дерлет (1909-1971) — страстный поклонник Лавкрафта, посвятивший жизнь пропаганде его творчества. Он основал издательство Arkham House, где наряду с произведениями кумира публиковались и другие мастера. Сам Дерлет написал два сборника подражаний Лавкрафту: “Маска Ктулху” (1958) и “След Ктулху” (1962). Денис Уитли (1897-1977), кроме мистики, писал также исторические и шпионские книги. Но славу ему принесли романы именно готической стилистики, связанные с дьявольскими кознями и миром призраков. Наиболее известны “To the Devil a Daughter” (1953) и “The Satanist” (1960). Ширли Джексон (1919-1965) считается родоначальником “психологической готики”. Особенно прославил ее сборник “Лотерея”, заглавный рассказ которого стал визитной карточкой писательницы. Новое поколение Среди мастеров современной готики ведущие позиции принадлежат британцам. Темы их творчества самые гото-мэйнстримовские: СМЕРТЬ, Смерть, смерть — во всех видах и проявлениях. Крови мне! Крови! В глазах массового потребителя истинным олицетворением готической литературы давно стали многочисленные истории о вампирах. Благодаря Брэму Стокеру типичный вампир из фольклорного одутловатого урода в белом саване превратился в элегантного бледного аристократа, соблазнителя и жуира. С тех пор вампиры вообще и граф Дракула в особенности стали любимцами читателей и зрителей.
Теги: готы,готика,литература,книги