Готическая сексуальность
Такой феномен, как готическая сексуальность, ни в коем случае нельзя рассматривать в отрыве от понятий стиля и имиджа. В данной субкультуре стандарты привлекательности очень сильно связаны с образами хищного, вампирического начала, которое, однако, проявляет себя не столько в поведении, сколько в одежде. Всем известно сходство внешнего облика готов и приверженцев садомазохизма, но не многие по-настоящему осознают причины подобной общности. Сходные черты стиля гот и SM начали проявлять себя с самых ранних лет существования готики, и это связано не только с особенностями мировосприятия готов, но и с влиянием среды, в которой существовали идейные предки нынешних адептов готического стиля - панки. Готика, - и от этого никуда не деться, - постпанковское течение, и стандарты сексуальности современной готики берут своё начало ещё в эпохе панк-рока. Что интересно, в музыкальном мире одним из первых людей, стоявших за популяризацией кожаных вещей в стиле SM, был Малькольм Макларен, знаменитый продюсер самих Sex Pistols. В качестве дизайнера он участвовал в разработке коллекций подобной одежды для бутика SEX, принадлежавшего Вивьенн Вествуд. Многие называют этот бутик местом рождения стиля панк. При этом вещи, выставленные в бутике SEX, в большей степени демонстрировали уклон в сторону эпатажа и нигилизма, нежели действительное пристрастие к половым извращениям. Одним из характерных элементов данного стиля являлись безопасные булавки, продеваемые сквозь щёку. Подобный гротеск был нужен панкам в большей степени для шокирования обывателей, а не для демонстрации своих истинных эротических фантазий. Для многих ранних панков садомазохизм был символом тщательно скрываемых пороков респектабельного общества. Известный английский панк Нильс Стивенсон в своих мемуарах под названием «Бездельник» вспоминает о женщине по имени Линда, жившей неподалёку от Букингемского дворца и оказывавшей садистские сексуальные услуги многим членам британской правительственной элиты. Линда часто общалась с музыкантами Sex Pistols и очень любила рассказывать истории о том, как она била кнутом разных публичных деятелей. По словам Стивенсона, панков очень веселило то, что Линда «порабощала тех, кто порабощал нас», и при этом брала за свою работу немалые деньги. Бутик SEX, помимо прочего, выпускал футболки с изображениями откровенно гомосексуального характера. Гомосексуализм не был распространён среди панков; тем не менее многие из них любили собираться в гей-клубах, служивших прибежищем для маргиналов и изгоев всех мастей. Один из панков того времени вспоминает: «Единственными заведениями, где мы могли появляться в той одежде, которую нам хотелось носить, были гей-клубы». Многие панки, провозглашавшие себя изгоями, вполне свободно чувствовали себя в компании отвергаемых обществом извращенцев. Однако основные, самые влиятельные представители этого течения являлись откровенными гомофобами, в их числе был и Сид Вишез, один из лидеров Sex Pistols, постоянно появлявшийся на публике в майке с изображением свастики. Ещё одни классики панк-рока, Adam and the Ants, стали первой группой, в имидже которой садомазохистские элементы стали носить характер культа. Это был уже не эпатаж, а целенаправленная попытка создать новую субкультурную традицию, в которой черты SM были бы неотъемлемой частью внешнего стиля. Продукция группы – флайеры, постеры, майки и балахоны пестрели изображением затянутых в кожу и железо дуэний и связанных страдающих девушек, а сам Адам периодически появлялся в подобном виде на сцене, причём его лицо оставалось полностью закрытым кожаной маской. При этом ни Адам, ни его группа не практиковали садомазохизм, продолжая использовать его черты лишь в качестве имиджа. Но Adam and the Ants стали первой группой, основной внешней чертой которой стали элементы запретного, агрессивного секса. Огромное распространение в мире музыки элементы SM получили в эпоху пост-панка. Именно тогда внешние черты «альтернативной» сексуальности весьма органично слились с такими чертами стиля гот, как мрачный романтизм и декаденство. Большое влияние на формирование готических стандартов сексуальности оказал английский журнал Skin Two, основанный на базе клуба фетишистов в первой половине восьмидесятых. На данный момент Skin Two является крупным европейским изданием, первым в ряду средств информации подобного рода, и все критики неизменно признают, что степень воздействия, оказанного этим журналом на стиль и молодёжную моду конца двадцатого века, поистине огромна. Именно деятельность Skin Two спровоцировала беспрецедентный спрос на вещи в садомазохистском стиле, начавшийся в восьмидесятые и продолжающийся, по сути, до сих пор. Корсеты, бондаж и чёрная обтягивающая кожа в наши дни являются стандартной формой вечерней одежды девушек-готок. Одна из самых известных готических барышень восьмидесятых, Житан ДеМон из группы Cristian Death, так прокомментировала своё пристрастие к подобного рода вещам: «Я поняла, что ношение латекса позволяет выглядеть очень изыскано и сексуально. Это создаёт ту атмосферу, сюрреалистическое настроение, которое я так люблю в своей музыке». Так или иначе, огромное множество современных готов имеют на этот счёт иную точку зрения, они носят вещи в стиле SM по другим соображениям. Для более детального понимания сексуальности готического типа необходимо рассмотреть несколько терминов, имеющих к ней самое непосредственное отношение. Термин «фетишизм», ныне используемый для обозначения многих видов извращённого секса, берёт начало в глубокой древности и происходит от слова «фетиш», обозначающего предмет, служащий вместилищем для божества. Этим предметам поклонялись, причём это поклонение нередко носило эротический характер. Цель многих древних ритуалов – слияние с божеством - в данном случае осуществлялась в сексуальном плане. И это стало одной из причин того, что в наши дни слово «фетишизм» в основном означает сексуальное пристрастие к вещам, в основном к деталям нижнего белья. Фетишистами называют себя многие люди, пытающиеся прослыть оригиналами, будучи не в курсе, что ещё несколько десятилетий назад фетишизм считался не сексуальным отклонением, а психическим заболеванием. Один из главных исследователей этого явления, Рихард фон Крафт-Эббинг, работавший над этой темой в конце XIX века, тесно связывал фетишизм с алголагнией – особым видом извращения, предполагающего получение эротического наслаждения от испытываемой боли. Часто используемые Крафт-Эббингом термины «садизм» и «мазохизм» носят более широкий характер – помимо болевых ощущений, основной смысл сексуальных действий здесь сводится к чувству абсолютного психического подавления другого человека (или, наоборот, себя самого). В статье, опубликованной в прошлом номере нашего журнала, мы подробно рассмотрели разрушительную эстетику де Сада, теперь, для более объективного понимания проблемы, нам нужно обратиться к трудам ещё одного сомнительного персонажа мировой культуры – австрийского психиатра и писателя Леопольда фон Захер-Мазоха, по имени которого названо одно их наиболее известных половых извращений. Самое известное литературное произведение Захер-Мазоха, «Венера в мехах», повествует о том, как сильная и властная женщина по имени Ванда заманивает в ловушку своего любовника Северина, после чего подвергает его изощрённым истязаниям. Эта тема позднее была продолжена в романе французского писателя-декадента Октава Мирбо «Сад пыток», рассказывающем о чудесном восточном саде, где пытки являются своеобразным видом искусства. Здесь запредельная боль соседствует с красотой и чувственностью, а окровавленные орудия экзекуции и истерзанные тела являются великолепным декоративным дополнением к экзотической флоре. В отличие от Мирбо, Захер-Мазох уделял большее внимание скорее психологической стороне дела – его герой Северин отчаянно жаждет не столько физической боли, сколько психологического унижения. В честь романа Мирбо был назван один из крупнейших фетишистских клубов Лондона, открывшийся в 1990 году. Огромную часть посетителей клуба составляют готы, традиционно проявляющие повышенное внимание к тематике извращённого секса. Садизм и мазохизм, являющиеся, по сути, двумя аспектами одного и того же явления, афишируют насилие как неотъемлемую часть секса, и эта догма – слияния любви и разрушения - традиционно отвергается общественным мнением, автоматически становясь достоянием Тёмной Стороны. Запретная, болезненная, извращённая сексуальность весьма органично сочетается с мрачной романтикой, депрессией и эскапизмом, становясь частью мировоззрения готов. Осмелюсь заявить, что все настоящие готы – безнадёжные романтики, и табуированные, отторгнутые социумом сексуальные стандарты являются частью их романтического восприятия жизни. Здесь же следует добавить, что теория, к счастью, редко переходит в практику: по-настоящему очень мало кто из подобной публики действительно занимается садомазохизмом. Скажем больше: то, что когда-то считалось запретным, уже давным-давно приобрело легальный статус, и показная извращённость, особенно при условии того, что это практически ничем не чревато, представляет весьма сомнительную ценность. Одним из наиболее распространённых готических фетишей является вампиризм. Романтический вампиризм в европейской традиции всегда имел эротический подтекст – притягательность зла проявляет себя прежде всего в сексуальном плане. Такие вещи, как «Дракула» и «Камилла», написанные более ста лет назад, лишены откровенно эротических сцен, хотя сексуальная составляющая этих произведений выглядит достаточно прозрачно. Граф Дракула является одним из самых могущественных сексуальных символов современной культуры, о максимальном увеличении его демонической притягательности позаботился кинематограф. «Камилла» Шеридана Ле Фаню впервые привнесла в вампирскую тематику лесбийские мотивы, что, опять же, получило впоследствии весьма широкое распространение. Сексуальность вампиризма во многом основана на подавлении; таким образом, садомазохистские элементы вновь выходят на первый план. Современная вампирская литература является насквозь эротической, достаточно сказать, что знаменитая Энн Райс, автор «Вампирских хроник», в своё время выпустила сразу несколько «готических» романов для женщин (Райс использовала псевдонимы Энн Рэмплинг и А.Н. Рокелор). Для этих книг было характерно наличие демонических героев и чёткой атмосферы садомазохизма, а в остальном это были обычные женские романы, отчасти наследующие традиции готической литературы начала девятнадцатого века. Парадокс в данном случае состоит в том, что в самых известных произведениях на вампирскую тематику сам по себе секс отсутствует начисто, его, как правило, заменяет питьё крови, которое и даёт эротическое наслаждение. Вампирская сексуальность – сексуальность без секса, но, несмотря на это, в девяностые годы Европу охватило повальное увлечение подобного рода эротизмом. Именно тогда в Старом Свете было основано сразу несколько тематических журналов, одним из самых известных изданий этого вида стал Blue Blood. Журнал позиционирует себя как издание контркультурной эротики. Издатели Blue Blood, Амелия G и Форест Блэк характеризуют кредо своего детища следующим образом: «Это предназначено для людей с самой разной сексуальной ориентацией, мы не замыкаемся на чём-то одном. Готическое влияние является весьма сильным, так же, как и вампирские фишки, но вообще нас интересует любой необычный секс с панковским или рок-н-ролльным уклоном, как, например, фетишизм или модификация тел». Страницы Blue Blood пестрят порнофотографиями готических моделей, участвующих в сценах фетишистского и извращённого характера. Более того, вампирская сексуальность перекочевала и в кино: на рубеже последних десятилетий было снято несколько порнофильмов на готическую тематику. Порноготика, на мой взгляд, является апогеем экстремальных проявлений готического эротизма, по крайней мере, на данный момент. В этом отношении особую славу приобрёл режиссёр Майкл Нинн, получивший прозвище «Орсон Уэллс от порно». Фильмы Нинна «Ритуал», «Ночь навсегда», «Шок» отличаются неожиданно высоким техническим уровнем и сюжетами, нехарактерно сложными и интересными для порнографических фильмов. Кино Нинна выглядит очень готично, сам режиссёр говорит о своём творчестве следующее: «Тьма может быть весьма выразительным художественным средством. Ведь известно, что по-настоящему хороший секс всегда происходит в дурных местах». Характерным примером здесь является сцена из фильма «Шок», в которой героиня совокупляется с двумя ожившими гаргульями. «Ночь навсегда» полна эпизодов сношения с демонами на покрытых туманом кладбищах, при этом главный герой скитается по земле, проклиная всевышнего, тем самым превращая сюжет фильма в некий вариант порно-версии романа «Мельмот – скиталец» Мэтьюрина, одного из центральных произведений готической литературы. Готическая сцена сама способствует распространению эротической продукции. У многих готических музыкантов вызывают раздражение попытки мэйн-стрима использовать мотивы готической сексуальности в своих сугубо коммерческих целях. Многие готы организуют свои эротические сайты, характерным примером здесь является «Gothic Sluts», созданный по инициативе Blue Blood, и эта контора заявляет о себе так: «Мы открыли этот сайт, потому что устали смотреть на то, как мэйн-стрим пытается пролезть на нашу сцену, заполнить её изображениями обычных девушек с идиотскими клыками». На сайте Gothic Sluts обнажённые готические барышни, покрытые татуировками, ласкают черепа и огромных пауков, простирают свои тела на могильных плитах и облизывают человеческие кости. Другой подобный интернет-ресурс, Barely Evil, характеризуется как «новый безумный сайт, созданный для того, чтобы показать вам дьявольских куколок, сладких ведьм, готических тёлок, порочных молодых панк-гёрлз, сексуальных сатанинских шлюх и злую фантазию». Звучит заманчиво и глуповато, но что ещё нужно хорошим людям? В музыкальном мире мотивы готического эротизма появились, как говорилось выше, ещё в эпоху панк-рока. Попытаемся проследить некоторые интересные моменты внедрения стандартов сексуальности именно в саму готику. Женская группа из Финляндии Two Witches, в которой, кстати, начинала свою музыкальную карьеру солистка Lacrimosa Анне Нурми, в своём имдже традиционно смешивала такие характерные для готики элементы, как фетишизм и вампиризм, с язычеством. Популярность Two Witches за последние годы незаслуженно снизилась, а ведь эту группу не просто так называют основателями финской сцены. Помимо прочих известных музыкантов, здесь начинал даже Виле Вало. Jyrki Witch, лидер группы, обозначает главные мотивы своего творчества как секс и страсть. В интервью одному из европейских журналов она говорит, что вампирские мотивы её группы основаны на «мистических аспектах: жизнь без конца, сила соблазнения и весь этот сексуальный фетишизм (красный цвет, кровавые поцелуи, кровь сама по себе, укусы…)». Two Witches, помимо вампиризма, привносят в готическую сексуальность ещё один мотив – языческий. «Я лучше буду жить язычницей в грехе и похоти, чем покупать ваши глупые сказки о рае и аде». При этом Two Witches настаивают на том, что они далеки от сатанизма. Ещё одна готическая группа, Inkubus Sukkubus из Англии, также является проповедником язычества и его первозданной похоти. Вокалистка Кандия и гитарист Тони МакКормак исповедуют Викку – неоязыческую религиозную доктрину, крайне популярную в Европе и Америке. МакКормак говорит о том, что их привлекают многие аспекты Тёмной Стороны, например, инкубы и суккубы – демоны разврата, питающиеся сексуальной энергией. Мотивы язычества, служащие для многих готов альтернативой общепринятой религии с её запретами, элементы демонического вампиризма и шокирующего BDSM (bondage, domination, sadism, masochism), всё это, что ни говори, проявление РОМАНТИЧЕСКОГО мировоззрения. Современная готика – романтическое явление, и все её адепты традиционно противопоставляют себя и свои чувства окружающему миру, как это делали в девятнадцатом веке герои Байрона. К сожалению, нам слишком часто приходится иметь дело с весьма наивным пониманием вопроса. Многие готы провозглашают себя сексуально раскрепощёнными язычниками, не зная, что в традиционных языческих обществах система запретов подчас была в огромное количество раз строже христианской. Готы увлекаются вампирами, опять же, не зная, что это литература сделала этих созданий романтичными и дьявольски привлекательными, а в древней мифологии они по большей части представлены как зловонные, безликие и бесформенные создания, практически не обладающие собственным разумом. Готы вызывающе одеваются в кожу и латекс, но очень мало кто из них действительно практикует агрессивный секс. Таким образом, всё, описанное выше, является прежде всего проявлением романтически-эскапистского мировоззрения, и это приводит к действительно прекрасной мысли: романтизм жив, а значит, для нас ещё не всё потеряно. http://www.rockoracle.ru
Теги: готы, готика ,готич сексуальность